Краткое содержание Саша Черный «Кавказский пленник»

В детстве даже события из прочитанной книги могут казаться трагичными. Ранимость детской души, сострадание к судьбе персонажей Толстого «Кавказский пленник» пытается передать Саша Черный в своем рассказе, где радость к жизни, фантазия и игра побеждают печаль.

Краткое содержание Саша Черный «Кавказский пленник»Краткое содержание Саша Черный «Кавказский пленник»

Основные герои

В кратком содержании рассказа Саши Черного «Кавказский пленник» выделяются главные действующие лица. Это:

  • веселые и находчивые сестренки Валя с Катей;
  • друг девочек Мишка;
  • дворник Семен;
  • мать и няня — они вели поиск пропавших сестер.

Кроме этого, активное участие в приключениях принимал дворовый пес Тузик.

Очень краткий пересказ

Содержание рассказа А.М. Гликберга раскрывает отношение сестер Вали и Кати к событиям повести Льва Толстого «Кавказский пленник». В яркий солнечный день, когда ничего не предвещало печали, дети, прочитав эту книгу, узнают, что в мире существует несправедливость.

Девчонкам жаль Жилина и Костылина, попавших в плен к татарам. Их поражает доброта Дины, когда та приносит еду пленникам. Однако детская непосредственность не дает долго грустить, сестры решают по-своему изменить судьбу положительных персонажей Толстого.

Обратив печальный сюжет в увлекательную игру, девочки уговаривают своего друга Мишку временно стать Жилиным и посидеть в яме. Когда не хватает участника на роль Костылина, подключают дворовую собаку Тузика. Передают дворнику, написанное на дощечке послание, чтобы за пленников заплатили выкуп.

Приходит домой мать девочек и, видя, что детей нет, начинает поиск, в чем ей помогает дворник Семен и няня. Завершается игра возвращением домой, где в тепле и уюте девочки искренне недоумевали, почему были так расстроены.

Краткое содержание рассказа

Краткий пересказ начинается с весеннего солнечного утра, все в нем было прекрасно, пение птиц и цвет черемухи. Обыватели беззаботно занимались своими делами, рыбаки перебирали снасти возле лодки, играли мальчишки. Грустили только девочки, которые узнали из повести Толстого «Кавказский пленник» о приключениях Жилина с Костылиным на Кавказе. Старшая сестра Валя готова была заплакать, в то время как младшая Катя хмурилась. Спросить было не у кого, зачем так мучили людей в плену, сажали их в яму — взрослые разошлись по своим делам.

Девчонки сами придумали красивое завершение истории: Жилин накажет татар и наградит Дину, татарскую девочку, которая его кормила. Она обязательно отыщет великодушного русского офицера, станет его женой. Сестры решили превратить прочитанную повесть в игру.

Пленными стали Миша с собакой Тузиком. Каждой девочке хотелось стать Диной, но как-то нужно было изобразить участие татар. Тогда они написали записку, где указали требования прислать им выкуп и передали письмо дворнику. Они набрали еды из кухни, кормили пирожками «пленных», большая часть которых досталась Тузику.

Девчата не смогли уговорить своих пленников совершить побег, даже опускали палку, чтобы им легче было вылезти из ямы. Поэтому им пришлось присоединиться к Мише с дворняжкой, ожидая появления звезд, так как только небесные светила укажут правильный путь к освобождению.

В игре быстро бежало время. Вернувшись домой, мама начала искать дочерей. Семен показал странное послание от девчонок. Взрослым было не понятно, зачем сестрам понадобились монеты, мама стала их громко звать.

Нашлись дети в яме. Когда девочки шли домой, прижимаясь к родному человеку, приключения из повести не казались им печальными: все завершилось благополучно, а играть было весело.

Основная идея

Писатель убеждает взрослых читателей в детской беззаботности, умении грустное превращать в веселое, способности замечать в плохом событии, хорошие нотки. Саша Черный учит детей радости жизни, чтобы те не волновались из-за прочитанных историй, все можно превратить в игру, а близкие и родные обязательно придут на помощь.

Детям, по причине их наивности и простоты, не всегда понятен трагизм событий. Они могут быстро переключиться, забыть неприятное известие. Писатель старается подчеркнуть: это хорошо, когда в головах малышей не скапливается негатив и плохой психологический настрой.

Понравился краткий пересказ произведения?
Да, очень
16.67%
Пойдет
66.67%
Вообще нет
0%
Ничего не понятно(
16.67%
Проголосовало: 6
Оцените краткий пересказ:
( Пока оценок нет )
Краткое содержание
Добавить комментарий

Краткое содержание «Кавказский пленник»

Краткое содержание «Кавказский пленник»

О произведении

Поэма «Кавказский пленник» Пушкина была написана в 1821 году. В основу произведения легла романтическая повесть о страстной любви разочарованного в жизни героя к прекрасной черкешенке. Декорациями к ней послужили живописные пейзажи Кавказа, рассказы о жизни горцев.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кавказского пленника» по главам. Пересказ произведения будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

  • Русский пленник – молодой человек, пресыщенный, уставший от светской жизни.
  • Черкешенка – юная, пылкая, гордая и независимая девушка, влюбленная в пленника.

Краткое содержание

Посвящение

Свое произведение А. С. Пушкин посвятил генералу Н. Н. Раевскому – герою Отечественной войны 1812 года. Именно ему поэт был обязан своим путешествием по Кавказу, который глубоко впечатлил его. Николай Николаевич был верным, преданным другом, в общении с которым Пушкин – «жертва клеветы и мстительных невежд» – «спокойство находил» и «сердцем отдыхал».

Часть 1

В одном из горных аулов сидели черкесы, разговаривая «о бранных, гибельных тревогах, о красоте своих коней, о наслажденьях дикой неги». Неожиданно перед ними появился всадник, тащивший на аркане русского пленника. Тут же сбежался весь аул, чтобы посмотреть на «младого пленника», который поначалу не подавал никаких признаков жизни. Когда же он очнулся, то увидел на своих ногах кандалы. Молодой человек сразу понял, что отныне «он раб», и вряд ли теперь окажется в родной России, где познал и первую любовь, и первое предательство, где он оставил «лучших дней воспоминанье».

Герой, пресытившись прелестями светской жизни, отправился на Кавказ, чтобы обрести истинную свободу. Но вместо этого пьянящего чувства он ощутил всю горечь плена, и теперь ему остались считанные дни до гибели.

Пленник был очень удивлен, когда под покровом ночи к нему прокралась молодая черкешенка. Ему даже показалось, что «это лживый сон, усталых чувств игра пустая». Девушка, сжалившись над измученным пленником, принесла ему кумыс. Собрав остаток сил, он поднес чашу к губам, но после, обессиленный, упал на землю. Прекрасная черкешенка еще долго сидела возле него и плакала от жалости.

Отныне девушка стала каждую ночь навещать русского пленника, чтобы принести ему еду и вино. Она принялась обучать его своему языку, и вскоре перед пленником открылись нравы и обычаи горцев, нехитрый уклад их жизни, понятия о чести. Однако пленника не трогали эти картины: он думал лишь о предстоящем конце.

Часть 2

Юная черкешенка, общаясь с пленником, полюбила его, познав «восторги сердца, жизни сладость». Она призналась герою в своей любви, а также в том, что отец и брат ее «немилому продать хотят». Ради чувств к нему она готова была даже пойти на смерть, выбрав для этого «кинжал иль яд».

Пленник слушал признания черкешенки «с безмолвным сожаленьем»: ее страстные слова не вызвали в его душе ничего, кроме тяжких воспоминаний о прошлой жизни. Он принялся умолять девушку позабыть его, не тратить своей прекрасной, чарующей юности ради него и полюбить другого, более достойного молодого человека.

Пленник сожалел о том, что не встретил черкешенку раньше, когда его сердце было свободно. Но сейчас в его душе живет образ недостижимой для него девушки. Черкешенка расплакалась и принялась укорять его в том, что он мог бы и пожалеть и воспользоваться ее наивностью и неопытностью. Он нашел бы утешение в ее любви – чистой, искренней, беззаветной. Девушка захотела узнать имя его возлюбленной, на что тот ответил, что никогда «не знал любви взаимной, любил один, страдал один». Теперь же он и думать не хочет о любви, поскольку ему суждено умереть «вдали брегов желанных».

Однажды герой услышал шум и понял, что черкесы начали подготовку к набегу. В ауле остались одни лишь дети, женщины и старики, но о побеге и думать невозможно: «цепь невольника тяжка, быстра глубокая река».

Когда стемнело, к пленнику пришла черкешенка с пилой и кинжалом. Она распилила оковы, дала ему кинжал и заверила, что этой ночью его никто не найдет. Герой позвал ее с собой, но гордая черкешенка попросила отыскать на родине свою любовь, а о ее страданиях позабыть. Он с благодарностью поцеловал руку своей спасительнице и спустился к бурлящей реке. Переплыв на другой берег, пленник услышал всплеск и «отдаленный стон»: девушка, не вынеся неразделенной любви, бросилась в воду.

Юноша все понял. Оглядев аул «прощальным взором», он отправился в сторону, где «сверкали русские штыки и окликались на курганах сторожевые казаки».

Эпилог

В эпилоге поэт высказал радость от того, что «смолкнул ярый крик войны», и отныне путники могут беспрепятственно путешествовать по Кавказу.

Заключение

В поэме Пушкин воплотил идею свободы и борьбы за нее, идею любви и преданности ей. Основная мысль произведения заключается в том, чтобы никогда не сдаваться в борьбе за собственную свободу и не требовать от любимого человека больше, чем он может дать.

После ознакомления с кратким пересказом «Кавказского пленника» рекомендуем прочесть поэму в полной версии.

Понравился краткий пересказ произведения?
Да, очень
16.67%
Пойдет
66.67%
Вообще нет
0%
Ничего не понятно(
16.67%
Проголосовало: 6
Оцените краткий пересказ:
( Пока оценок нет )
Краткое содержание
Добавить комментарий